Как правильно тормозить в гололёд

Причиной дорожных неприятностей зимой является ухудшение сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги. Сцепление колес с поверхностью дороги характеризуется коэффициентом сцепления, который колеблется в пределах 0,6-0,8. Минимально допускаемый коэффициент сцепления является 0,4 — это согласно условиям безопасности движения. Под воздействием метеорологических условий дорожные покрытия теряют свои качества, а коэффициент сцепления при этом снижается до опасных пределов.

Остановочный путь может увеличиваться в 3-4 раза в зависимости от состояния дорожного покрытия.

Одной из основных ошибок водителей при езде по мокрой, заснеженной или обледенелой дороге является неправильный выбор скорости. Самое важное здесь — это научиться определять опасную для движения дорогу и своевременно изменять режим и тактику управления. Конечно же скользкие участки дороги необходимо по возможности избегать, стараться их объехать либо использовать особые приемы управления автомобилем.

Как правильно тормозить с ABS

ABS или Anti-lock Braking System — это система антиблокировки колёс. Она разработана, чтобы максимально обезопасить водителя, в том числе и при торможении в гололёд. При срабатывании ABS колодки быстро зажимаются и тут же расслабляются. Водителю остаётся держать педаль тормоза. Другими словами, система имитирует прерывистое нажатие на тормоза. В результате колёса не блокируются сразу же. Но в этот момент нельзя сильно выкручивать руль. Старайтесь делать это плавно, но уверенно.

Отличия торможения на механике и автомате

Как показывает практика, торможение при гололёде намного проще, если у вас механическая коробка передач. Замедлиться и остановиться можно при помощи мотора, переходя с высоких передач на низкие. Например, двигаясь со скоростью 80 км/ч, водитель включает четвёртую передачу, и почти сразу же понижает до третьей. После этого скорость сама равномерно снизится до 40 км/ч. Для этого даже не нужно нажимать на тормоз. При таком торможении колёса не блокируются. Это позволяет машине сохранять управляемость и манёвренность. Смысл заключается в торможении не покрышками о скользкую дорогу, а за счёт уменьшения оборотов двигателя. Лучший вариант в гололёд — скорость не более 50 км/ч. В автомобилях на АКПП тоже можно замедляться двигателем, хотя не столь эффективно. Для этого нужно принудительно переключиться на третью, а затем вторую передачу. Скорость постепенно снизится, но не так быстро, как у машин на МКПП. Однако, возможность вынужденного переключения передач есть не на всех машинах. Обязательно учитывайте, что при торможении двигателем стоп-сигналы не загораются. Это может спровоцировать аварию, если едущий за вами водитель не заметит, что вы начали тормозить.

Правила зимнего торможения

Чтобы не стать виновником ДТП, соблюдайте следующие правила:

  • Всегда держите дистанцию и контроль скоростина дороге;
  • Заранее начинайте торможение, особенно при подъезде к перекрестку
  • Отложите смартфон. Пользоваться гаджетами без гарнитуры за рулём и так нельзя. Но в гололёд вам понадобится максимальное внимание, поэтому уберите всё, что может отвлекать.
  • Смените агрессивный стиль вождения с первым понижением температуры;
  • Не нажимайте сразу на педаль газа, как только загорится зеленый свет;
  • Изучите работу ABS своего автомобиля в безопасном месте и установите длину тормозного пути в сложных условиях.

Если текущая зима для вас первая, советуем перед выездом на проезжую часть потренироваться
в технике торможения на свободном месте. Так удастся определить грань блокировки колес, чтобы впоследствии ее контролировать.